Что должен делать бухгалтер
11 месяцев назадКогда бизнес небольшой, то один квалифицированный бухгалтер может успешно справляться с начислением заработной платы, ведением первичной документации, подготовкой отчетности и уплатой налогов. Он также должен уметь общаться с поставщиками, банком и надзорными органами.
Конкретизировали и перечислили главные обязанности:
- прием, составление и обработка первичной документации;
- ведение счетов, учет имущества и обязательств;
- ведение кадрового учета;
- оформление отношений с поставщиками и подрядчиками — взыскание задолженности, контроль поступлений, проведение сверок;
- формирование и сдача отчетности в ИФНС, фонды, Росстат.
- начисление и перечисление налогов и взносов.
- учет активов, формирование баланса предприятия.
Важно! Существует риск — единственный бухгалтер может стать незаменимым для компании. Если он уйдет в отпуск или заболеет, то финансовая деятельность организации остановится, а это приведет к серьезным проблемам, например, кассовым разрывам или штрафам за просрочку подачи отчетности.
По мере роста бизнеса и усложнения его финансовых операций, стоит задуматься о создании отдельного бухгалтерского отдела во главе с главным бухгалтером. В среднем и крупном бизнесе существуют финансовые отделы, в которых каждый сотрудник отвечает за выполнение определенных задач. Такое разделение обязанностей обеспечивает взаимозаменяемость работников и непрерывность процесса бухгалтерского учета.
Сервис аутсорсинга Главбух Ассистент возьмет на себя весь учет и отчетность. Эксперты заполнят все документы, отчетность и своевременно передадут проверяющим. Помимо бухгалтерских функций, эксперты выполняют кадровую и юридическую работу. Сравните, насколько сейчас это стало выгоднее, чем держать штат специалистов.
Содержание
Должностные обязанности бухгалтера
Для профессии бухгалтера существует профессиональный стандарт 08.002 «Бухгалтер», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 февраля 2019 г. №103н. Данный стандарт детально описывает функции работника, требования к квалификации и условия допуска к выполнению работы.
Согласно этому документу, бухгалтер обязан:
- Вести бухгалтерский учет. Это включает прием и обработку первичных учетных документов, конвертацию их в денежные значения и формирование сводных показателей по деятельности организации.
- Отвечать за составление и сдачу бухгалтерской отчетности, налоговых деклараций и расчетов по страховым взносам.
- Заниматься финансовым анализом, бюджетированием, управлением денежными потоками и финансовым аудитом.
Работа бухгалтера может значительно различаться в зависимости от размера и типа деятельности компании. Например, ведение бухгалтерии индивидуального предпринимателя значительно проще, чем составление консолидированной отчетности холдинга.
Бухгалтерия ИП может держаться на одном специалисте.
Он выполняет:
- Контроль счетов и имеющихся на них денежных средств.
- Ведение статистики по доходам и расходам по месяцам и кварталам для принятия управленческих решений.
- Формирование отчетности и отправку ее в госорганы.
- Учет доходов и расходов.
- Расчет заработной платы сотрудников, если они имеются, взносов в фонды и НДФЛ.
Важно! Если в штате индивидуального предпринимателя нет работников или бизнесмен выбрал упрощенный налоговый режим, например, ПСН, то наличие штатного бухгалтера неактуально. Перечень документации, которую должен подготовить ИП в рамках финансового года, невелик, поэтому целесообразно передать работу аутсорсинговой компании.
Читайте также:
Бухгалтерия для ИП: что лучше выбрать
Что выгоднее: своя бухгалтерия или аутсорсинг — расчет расходов
Обязанности бухгалтера в ООО значительно шире. В средних и крупных компаниях существуют отделы, которые состоят из нескольких специалистов — они специализируются на различных участках или направлениях учета. Главный бухгалтер отвечает за:
- Организацию работ по ведению бухгалтерского учета организации.
- Контроль за соблюдением порядка оформления первичных учетных документов.
- Обеспечение сохранности бухгалтерских документов.
- Контроль работы подчиненных.
- Подготовку отчетов для руководства.
- Оптимизацию налогообложения.
- Анализ судебных решений и принятие решений по спорным вопросам.
- Разработку учетной политики организации.
Как правило, другие бухгалтеры, которые подчиняются главному, отвечают за один участок. Например, один специалист может взять на себя группу крупных поставщиков и подрядчиков, а другой — начисление зарплаты всему коллективу.
Должностная инструкция бухгалтера
Единого нормативного документа, регулирующего содержание должностной инструкции бухгалтера, не существует. Кроме того, Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит упоминания о должностных инструкциях, такая информация есть в письме Роструда № ПГ/13204-6-1 от 27 мая 2022 года.
Однако наличие должностной инструкции в организации может помочь:
- Определить обязанности, права и ответственность работника.
- Обеспечить понимание работником своих функций и требований, предъявляемых к его работе.
- Создать основу для оценки работы сотрудника и определения его соответствия занимаемой должности.
- Служить руководством для адаптации новых сотрудников в организации.
- Помочь в разрешении трудовых споров и конфликтов.
Должностная инструкция бухгалтера разрабатывается каждой организацией или предпринимателем самостоятельно. Содержание должностной инструкции зависит от различных факторов:
- сферы деятельности организации;
- организационной структуры;
- структуры бухгалтерии и финансово-экономического отдела;
- количества и специфики участков работы, закрепленных за конкретными специалистами.
Для создания должностной инструкции можно воспользоваться Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих — он утвержден Постановлением Минтруда от 21.08.1998 № 37. Альтернативный вариант — скачать готовые типовые образцы.
Должностная инструкция может или быть приложением к трудовому договору или утверждаться, как самостоятельный документ.
Основание — письмо Роструда от 27.05.2022 № ПГ/13204-6-1.
Бухгалтер должен ознакомиться с должностной инструкцией под роспись при приеме на работу до подписания трудового договора, согласно статье 68 ТК РФ.
Важно! В 2024 году опытный бухгалтер должен владеть сервисами электронного документооборота, разбираться в создании и регистрации электронной цифровой подписи и знать, как подавать декларации и отчетность удаленно. Например, с использованием функционала портала ФНС nalog.ru или портала «Госуслуги».
Читайте также:
Выбираем кого выгоднее нанять: штатного работника или исполнителя
Что делает главный бухгалтер на работе в 2024 году
В 2024 году с учетом всех изменений и дополнений законодательной базы, главный бухгалтер обязан выполнять такие виды работ:
- Составление и сдача бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия, включая баланс и отчет о прибылях и убытках.
- Составление и сдача бухгалтерской отчетности компании или ИП, у которой есть обособленные подразделения.
- Составление и сдача консолидированной отчетности, консультирование дочерних и зависимых обществ, предоставление им методических рекомендаций по учетной политике.
- Организацию внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности.
- Ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций, а также осуществление налогового планирования.
- Проведение финансового анализа, бюджетирования и управления денежными потоками.
Чтобы занять должность главного бухгалтера, необходимо иметь образование не ниже среднего профессионального. При его отсутствии — диплом о профессиональной переподготовке в области бухучета. Требуемый стаж работы — не менее 5 лет при высшем образовании, а при среднем профессиональном — 7 лет. Требуется ежегодно повышать квалификацию в объеме не менее 20 часов и 120 часов раз в три года.
Ошибки главного бухгалтера могут дорого стоить компании или предпринимателю. Если не хотите платить большие штрафы, то обратитесь в сервис аутсорсинга Главбух Ассистент. Эксперты разъяснят все нюансы, помогут подготовить отчетность или придут на помощь, когда проверяющие уже на пороге.
Можно ли руководителю самостоятельно вести бухучет
В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», руководитель организации несет ответственность за организацию бухучета на предприятии.
Руководителю важно понимать, что грамотное ведение бухгалтерского и кадрового учета является неотъемлемой частью успешного бизнеса. К штрафам, трудовым спорам и судебным разбирательствам приводят различные ошибки в области бухгалтерского учета и кадрового делопроизводства, что негативно сказывается на репутации компании как в глазах государственных органов, так и среди партнеров.
Закон не запрещает руководителям малого и среднего бизнеса вести бухгалтерский учет самостоятельно, но более разумно обеспечить ведение бухгалтерского учета другим способом:
- Создать собственную бухгалтерию под руководством главного бухгалтера.
- Нанять внештатного бухгалтера.
- Делегировать ведение налогового, бухгалтерского учета и кадрового учета (или отдельных участков) аутсорсинговой компании.
Аутсорсинг — оптимальное и экономически выгодное решение. Делегирование учета команде профессионалов позволит экономить средства на зарплате бухгалтера, оперативно выполнять задачи, снизить риск перерывов в финансовой деятельности, например, по причине болезни бухгалтера и получить помощь в случае изменений в законе или проверках контрольных органов.
Какие ошибки чаще всего допускают бухгалтеры
Ошибки главного бухгалтера могут быть как учетными, так и организационными. Перечислили топ самых частых:
- Ошибки в отчетности, нарушение сроков представления деклараций. Если бухгалтер использует устаревший формат, допускает ошибку при переносе данных или предоставляет декларацию с опозданием, налоговая служба наложит штраф и обяжет уплатить пени за каждый день задержки.
- Отсутствие первичных документов. Каждая хозяйственная операция должна быть подтверждена соответствующими первичными документами, такими как акт выполненных работ, кассовый чек, универсальный передаточный документ (УПД). Если эти документы отсутствуют, запись в бухгалтерской программе становится недействительной. ФНС может не признать расход при расчете налога, что приведет к увеличению его суммы.
- Отрицательное сальдо ЕНС. Сейчас все отчисления на уплату налогов и взносов аккумулируются на едином налоговом счете, а ФНС сама списывает нужную сумму и распределяет по КБК. Бухгалтер обязан следить, чтобы средств хватало. В обратной ситуации компании или предпринимателю грозит уплата пени.
- Ошибки в первичных документах. Самый популярный пример — частично заполненная счет-фактура. Неточности в таком документе могут быть разными: от простых опечаток до отсутствия обязательных реквизитов, указанных в статье 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете». Если документ оформлен некорректно, то бухгалтер не может проводить операции на его основе.
- Ошибки в вычислениях по вине бухгалтера. Иногда бухгалтеру необходимо произвести расчеты перед тем, как выполнять проводки. Это может привести к ошибкам, особенно при расчете себестоимости товаров или заработной платы сотрудников. Такие неточности приводят к дополнительным налоговым начислениям, штрафам и необходимости уплаты пени.
- Некорректные проводки. К распространенным ошибкам в бухгалтерском учете также относятся некорректные проводки. Даже если документ и расчеты выполнены правильно, сумма может быть записана не на тот счет. Чаще всего проблемы возникают при распределении производственных затрат.
Ошибки в бухгалтерии могут привести к негативным последствиям как для компании, так и для ответственных лиц:
- Штрафам за искажение учета, которые могут достигать 20 000 рублей (статья 15.11 КоАП). Если бухгалтер самостоятельно обнаружил ошибку до утверждения отчета, он не будет наказан.
- Налоговым штрафам, предусмотренным статьей 120 Налогового кодекса РФ. За искажение учетных данных предусмотрен штраф от 10 000 до 30 000 рублей. Если ошибки привели к занижению облагаемой базы, взыскивается 20% от суммы недоимки — не менее 40 000 рублей.
- Штрафам за нарушения трудового законодательства по статье 5.27 КоАП. Недоплата заработной платы из-за учетных ошибок может привести к штрафам до 20 000 рублей для должностных лиц, до 5 000 рублей — для ИП и до 50 000 рублей — для организаций.
Навести порядок в учете, налогах и кадрах помогут профильные эксперты сервиса аутсорсинга Главбух Ассистент. Получите комплексную поддержку бизнеса (кадровик, бухгалтер, юрист) в одном тарифе.