» Неофициальная проверка бизнеса: предпроверочный анализ

Неофициальная проверка бизнеса: предпроверочный анализ

Я - Наталья Карасова. Руководитель группы экспертов аутсорсинга бухгалтерии Главбух Ассистент. Отвечаю за проверку контрагентов, льготы, господдержку и маркировку товаров. Ваш надежный эксперт в бухгалтерском аутсорсинге. Предпроверочный анализ уже стал неофициальной, но обязательной ступенью перед выездной проверкой. В статье рассказываем, по каким признакам можно догадаться о его начале, на что именно смотрят инспекторы и как не дать им повода для дальнейших действий.

Как проходит предпроверочный анализ и какие этапы в себя включает

Понятие предпроверочного анализа не закреплено в НК либо в ином нормативно-правовом акте. Порядок и сроки проведения предпроверочного анализа регламентируются внутренними локальными документами налоговых инспекций. Эти данные не публикуются.

Предпроверочный анализ представляет собой неформальную процедуру, которую инспекторы активно используют в рамках риск-ориентированного подхода. Поскольку предпроверочный анализ носит неформальный характер, какие-либо уведомления о начале и окончании его проведения налогоплательщику не направляются. Как и не направляется перечень планируемых либо проведенных процедур. Тем не менее можно выделить этапы проведения такого анализа. Деление является условным.

Этап 1. Определение перечня компаний с ключевыми риск-факторами.

На данном этапе налоговые инспекторы проводят анализ прежде всего на основании автоматизированных систем ФНС: АСК «НДС-2», АСК «Доходы физических лиц» и др. Также помогают проверяющим автоматические системы по сопоставлению данных налоговой и бухгалтерской отчетности, данных государственных реестров. Таких как ЕГРЮЛ, ЕГРН, реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, данных об аккредитованных компаниях в сфере информационных технологий и пр. Инспекторы активно используют данные из открытых источников — СМИ, соцсети, сайты компании, рекрутинговые порталы и др.

Инспекторы ориентируются на ключевые общедоступные риск-факторы для проведения выездной налоговой проверки (приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333). К таким факторам относятся: отклонение налоговой нагрузки и рентабельности от среднеотраслевых показателей, опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации. Также среди риск-факторов упоминаются убытки на протяжении нескольких налоговых периодов, значительные суммы налоговых вычетов за определенный период, наличие «цепочки контрагентов» без деловой цели, «миграция» налогоплательщика между налоговыми органами, непредставление пояснений на уведомление налогового органа и др.

В частности, АСК «НДС-2» показывает «разрывы» по уплате НДС и по вычетам, а АСК «Доходы физических лиц» обнаруживает признаки неофициальной заработной платы. Помимо данных из автоматизированных систем ФНС инспекторы также могут получить информацию из Федерального реестра потенциальных выгодоприобретателей (ФРВП) — закрытый перечень компаний, в который могут попасть налогоплательщики с признаками «недобросовестного» исполнения налоговых обязательств. Преимущественно это касается НДС. Отметим, что данные о «разрывах» по НДС по цепочке операций с контрагентами налогоплательщику недоступны в открытом доступе. Поэтому оценить такой риск можно, только если у контрагентов первого звена есть потенциальные признаки недобросовестности. Например, отсутствие достаточных основных средств и персонала для выполнения работ.

Инспекторы также анализируют данные бухгалтерской и налоговой отчетности. Отслеживают существенные расхождения. Смотрят, соответствуют ли среднеотраслевым показателям налоговая нагрузка и рентабельность. Оценить эти параметры можно и самостоятельно, в том числе в онлайн-сервисах ФНС. Например, можно использовать калькулятор для расчета налоговой нагрузки (pb.nalog.ru/calculator.html).

Проверяющие могут вызвать в инспекцию как свидетеля для дачи показаний любое физическое лицо. Выбирают тех, кому могут быть известны какие-либо обстоятельства, полезные для налогового контроля. Это могут быть сотрудники налогоплательщика, ИП и самозанятые, контрагенты и их сотрудники (ст. 90 НК).

На практике инспекторы регулярно устраивают допросы как при налоговых проверках, так и вне таких проверок. Полученные сведения используют как доказательства налоговых правонарушений (постановления АС Западно-Сибирского от 17.10.2023 № А75-22936/2022, Московского от 28.08.2023 № А40-184179/2022 округов).

Устную информацию и сведения о деятельности компании или ИП инспекторы получают в рамках беседы, опроса и иного взаимодействия. Такие данные не могут использовать как допустимые доказательства, но для внутренних целей анализа это важно.

Зачем инспекторы тратят время на предпроверочный анализ В последнее время наблюдается тенденция по сокращению количества камеральных и выездных налоговых проверок, при этом из года в год сумма доначислений по результатам налоговых проверок повышается. Это обусловлено более тщательной подготовкой налоговых инспекторов на этапе предпроверочного анализа, на который приходится более 50 процентов всех начислений в связи с добровольной уплатой налогов.

Этап 2. Направление требований о представлении информации или документов, проведение допросов

На данном этапе налоговые инспекторы приступают к более активной фазе анализа деятельности налогоплательщика и пытаются получить как можно больше дополнительной информации. Например, инспекторы могут направлять требования о представлении информации, пояснений, документов по конкретным сделкам, отдельным контрагентам в рамках встречных проверок, причинам убытка, низкому уровню заработных плат сотрудников, расхождениям в налоговом и бухгалтерском учете.

Кроме того, инспекторы могут вызывать представителей налогоплательщика для дачи устных пояснений, вызывать на допросы. Могут попытаться получить информацию устно в рамках «неформальных» бесед с налогоплательщиком. И хотя такую информацию инспекторы не вправе использовать как официальное доказательство нарушений, эффект от принятых мер есть. Например, полученные сведения могут раскрыть детали потенциально рисковых областей и «подсказать», какую информацию и документы нужно дозапросить в дальнейшем.

Инспекторы также могут вызвать налогоплательщика на комиссии по легализации налоговой базы, страховым взносам. Возможны «зарплатные» комиссии и пр. Отметим, что понятие «налоговая комиссия» в настоящее время не закреплено ни в НК, ни в иных нормативных актах. Ранее понятие «комиссия по легализации налоговой базы» упоминалось в письме ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490 (отменено письмом ФНС от 07.07.2020 № БС-4-11/10881).

Сейчас налоговые комиссии фактически регулируются общей нормой НК о возможности вызова налогоплательщика в инспекцию для устных пояснений (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК). На комиссиях налогоплательщику могут сообщить о выявленных «разрывах» в цепочке по НДС, признаках выплаты серой заработной платы, недостоверных или неполных сведений в налоговой и бухгалтерской отчетности и др.

Этап 3. Инспекторы предлагают самостоятельно уточнить налоговые обязательства

По результатам обсуждения вопросов на налоговой комиссии инспекторы предлагают налогоплательщику самостоятельно скорректировать или уточнить налоговые обязательства. Судебная практика показывает, что решения по результатам комиссии являются рекомендательными (например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.09.2019 № А32-4274/2019). Такие меры направлены на самостоятельную оценку налоговых последствий с учетом предъявленных фактов. На предложение инспекторов соглашаться необязательно. Санкций за это нет. Но возможны другие риски. О них расскажем далее.

С другой стороны, добровольная корректировка обязательств освобождает налогоплательщика от налоговой ответственности в виде штрафов. Компаниям нередко удается доказать, что оснований для корректировки налоговых обязательств нет.

Этап 4. Проведение налоговой проверки

На практике, если налогоплательщик отказывается от самостоятельной корректировки налоговых обязательств, инспекторы переходят к назначению выездной проверки. Ведь на данном этапе у них уже накопились информация и документы — достаточные основания полагать, что налогоплательщик совершил налоговое правонарушение, которое привело к занижению налогов к уплате.

Как еще инспекторы получают информацию для налогового контроля Инспекторы получают дополнительную информацию о налогоплательщике при взаимодействии с банками, органами внутренних дел и прочими государственными органами и т. д. (п. 3 ст. 82, ст. 86 НК). Возможно информационное и иное взаимодействие между инспекторами и сотрудниками внутренних дел по результатам оперативно-разыскной деятельности (приказ МВД № 495, ФНС № ММ-7-2-347 от 30.06.2009, приказ МВД № 317, ФНС № ММВ-7-2/481 от 29.05.2017). Обычно инспекторы объединяются с силовиками, когда есть признаки преступления. Сотрудники МВД, как правило, привлекаются только при наличии возбужденного уголовного дела или при наличии признаков преступления для поиска человека, проведения допросов, осмотра или при необходимости сопровождения. Чаще всего инспекторы взаимодействуют с сотрудниками МВД, когда обнаруживают признаки «технических» операций и формального документооборота с однодневками, а также при дроблении бизнеса.

Как понять, что у компании начался ППА

О начале предпроверочного анализа инспекторы не сообщают. Но можно предположить, что у компании начался ППА по следующим признакам.

Инспекторы регулярно направляют требования о представлении пояснений и информации. В требованиях инспекторы могут указать, что сведения или пояснения нужны в рамках камеральных налоговых проверок. При этом такие требования направляются по определенным вопросам регулярно. Например, по операциям с отдельными поставщиками, по вопросам формирования убытков, по вопросам низкой заработной платы сотрудников и т. д.

Обычно во время ППА вопросы не поверхностные, а скорее с «углубленным» характером. В частности, инспекторов интересует вид операций, взаимоотношения с контрагентами. Проверяющие запрашивают документацию по сделкам, информацию по контрагентам, в том числе подтверждение «добросовестности» контрагента. Нередко инспекторы запрашивают связанные с основным вопросом расшифровки, спрашивают о причинах расхождений и пр.

Запрашивают документы по встречным проверкам контрагентов. Помимо требований по конкретным сделкам налогоплательщика инспекторы могут запрашивать документы в рамках встречных проверок контрагентов. Такие проверки формально связаны с деятельностью именно контрагента, а не самой компании. Тем не менее полученную информацию и документы инспекторы в дальнейшем могут использовать для того, чтобы сделать выводы о нарушениях у самого налогоплательщика. Кроме того, аналогичную информацию проверяющие могут запросить и у контрагентов налогоплательщика, о чем не всегда может быть известно.

Представителей компании или ИП вызывают в инспекцию. Представителей налогоплательщика могут вызывать в инспекцию как для дачи устных пояснений в рамках камеральной проверки, так и на комиссию.

Инспекторы активно применяют показания сотрудников, пояснения представителей налогоплательщика в качестве доказательств по налоговым спорам. Недетализированные, спутанные, противоречивые ответы могут служить доказательством того, что как таковой деловой цели у операции не было. Инспекторы сделают вывод, что компании создали искусственный документооборот.

Если вас вызывают на комиссию по легализации налоговой базы, то скорее всего предпроверочный анализ деятельности компании в определенном объеме инспекторы уже провели. Ведь на такой комиссии инспекторы уже предлагают скорректировать налоговые обязательства исходя из собранной информации и документов, а также выявленных признаков нарушений.

Как не допустить выездную налоговую проверку

  • Провести диагностику налоговых рисков внутренними силами или с привлечением сторонних консультантов.
  • Провести оценку соответствия общедоступным критериям для назначения ВНП (приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333).
  • Подготовить заранее пояснения и документы для доказательства реальности сделки по наиболее высоким налоговым рискам.
  • Подготовить дополнительные регламенты, например, по ценообразованию, проявлению должной осмотрительности при выборе поставщиков и т. д. При необходимости привлечь экспертов, оценщиков, составить «бизнес‑план» и т. д.
  • Своевременно отвечать на запросы инспекторов. Непредставление пояснений является одним из критериев для назначения выездной налоговой проверки.
  • Не представлять излишние документы и информацию. В рамках камеральных налоговых проверок налоговые инспекторы вправе запрашивать информацию только по конкретным сделкам, операциям, фактам, которые могут свидетельствовать о допущенных нарушениях (подп. 4 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 82 НК, письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/1283).
  • Подготовить сотрудников к допросам, а также подготовиться к даче устных пояснений по наиболее рисковым вопросам.
Вас заинтересуют статьи

Закажите обратный звонок, и мы свяжемся с вами в течение 5 минут

Проконсультируйтесь с нашими специалистами по индивидуальным условиям

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

OK